Как мы CRM Битрикс24 с кучей всего интегрировали
Меня зовут Антон, я руковожу проектами по внедрениям CRM Битрикс24 в компании.
Сегодня расскажем, как мы не сошли с ума, пытаясь подружить новую CRM Битрикс24 с зоопарком клиента.
Если вы ИТ-специалист, которого попросили организовать внедрение CRM, то наверняка в пожеланиях была фраза про «пусть менеджеры работают в одной программе, только в CRM». Никаких переключений в 1С и другие системы. Чтобы реализовать такой сценарий, нужно обогатить CRM данными из внешних систем, а потом добавить логику работы с этими данными.
В CRM будет появляться новая информация, и ее придется передавать в другие системы. Итак, в качестве нового зверька в зоопарке сегодня выступает 1С-Битрикс24.
Тут многие могут спросить, а чего его интегрировать, там же «1С» в названии есть, уж хотя бы с 1Ской всё должно работать «из коробки».
Действительно, для стандартных ситуаций есть готовые механизмы обмена. Собрали для вас небольшую табличку таких заготовок «из коробки».
В нашем кейсе для NDA-компании (импортёра) мы должны были организовать CRM для оптовых b2b-продаж. Структура продаж выглядела так:
Структура стандартная, если вы что-то импортируете или производите в больших количествах. Например, вы официальный импортёр (или производитель) Нюка-Колы. Ваша продукция пользуется спросом по всей стране, крышечки особенно.
Продавать Нюка-Колу напрямую каждому магазинчику и бару слишком хлопотно. Поэтому, вы сотрудничаете с крупными дистрибьюторами. Те, в свою очередь, продают напиток мелкому бизнесу. А уже у него вы, как розничный клиент, покупаете Нюка-Колу по дороге на работу, чтобы взбодриться.
Путь продукции в целом понятен, почти на каждом этапе (возможно, за исключением розничной продажи), нужно принимать и отгружать заказы, контролировать план продаж, работать с претензиями клиентов и направлять закрывающие документы.
За каждый из таких блоков отвечает та или иная ИТ-система. Нашей задачей было добавить сюда CRM-систему, отслеживающую продажи дистрибьюторов другим b2b клиентам. В этой статье мы хотим остановиться на интеграционной составляющей такого проекта — обычно это наиболее рискованная и сложная часть.
Чтобы реализовать проект, нужно интегрировать нашего новичка со старожилами:
-
Развитый сайт с личным кабинетом b2b-клиента.
-
Система по обмену данными с дистрибьюторами Pradata.
-
Несколько разноплановых переписанных 1С-ок крупных дистрибьюторов.
-
Самописная учётная система одного из дистрибьюторов.
-
Несколько маркетинговых внешних сервисов, оставим их пока за рамками.
Передавать нужно было стандартный для таких проектов состав сущностей:
-
Товары.
-
Клиенты.
-
Контакты.
-
Заказы.
-
Дополнительные справочники.
Как обычно, усложнялось всё сроками и большим количеством участников проекта. Готового модуля для такого случая у Битрикса ожидаемо не нашлось. С учётом мнения всех сторон, выбрали следующую схему интеграций: